Наследие А. С. Сыромятниковой до сих пор остается неоцененным по достоинству. Между тем сегодня с полным основанием можно утверждать, что как автор романов "Кыыс Хотун", "Родные просторы" и ряда повестей писательница внесла существенный вклад в развитие жанров прозы в якутской литературе и зарекомендовала себя как незаурядный мастер слова с оригинальным творческим методом. Если "Кыыс Хотун" по жанровой природе представляет собой синтетическое явление, сочетающее черты социально-психологического, историко-хроникального, воспитательного и даже так называемого "женского" романа, то "Родные просторы", как автобиографическое произведение, могут быть подвергнуты "перечтению" в русле концепции "места памяти". Художественное время в романе охватывает 1920-1930-е годы прошлого столетия, и в романе А. Сыромятниковой не прямо, а опосредствованно, через изображение внутренних, психологических нюансов и симптомов передаются сложная социально-политическая атмосфера, идейно-нравственные коллизии и конфликты этого сложного времени. В предлагаемой статье анализируется, как с "точки зрения" автобиографического персонажа воспроизводится исторический контекст эпохи. При этом выявлено, что в романе присутствует и образ автора, занимающий объективно-нейтральную позицию. Его прототипом является "первичный" автор - творец романа.
Anastasia Syromyatnikova’s legacy is still underestimated. However, it is obvious that the author of Kyys Khoyun (The Mighty Girl), "Native open spaces" and other novels made a significant contribution into the prosaic genres development in the Sakha literature and proved to be is an outstanding master of words, using a peculiar artistic method. Whereas Kyys Khotun represents a synthetic phenomenon, combining the features of the social-psychological,historical-chronic, educational and even so-called “female” novel, then "Native open spaces", as an autobiographical work, can be "re-read" in the concept of "memory place". The fictional time in the novel covers 1920-1930s of the last century; indirectly, through describing internal, psychological nuances and symptoms, A. Syromiatnikova depicts the complex social-political atmosphere, conceptual and moral collisions and conflicts of the time. In this article analyzes how the autobiographic character’s point of view presents the historical context of the age. At the same time,it is revealed that the novel also has the author with a neutral position. Her prototype is the “initial” author, the creator of the novel.