Колористика в рассказах Николая Габышева <br>Colouring in Nikolay Gaybshev’s stories

Loading...

QR-код документа

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.
Обложка электронного документа Колористика в рассказах Николая Габышева <br>Colouring in Nikolay Gaybshev’s stories

Колористика в рассказах Николая Габышева Colouring in Nikolay Gaybshev’s stories

Доступ
Открытый
DOI
10.25587/litteraesvfu.2022.32.52.005
Аннотация
Статья посвящена лингвистическому описанию цветовой картины мира в прозе якутского писателя Н. А. Габышева. Исследование направлено на выявление ключевых колоративов в тексте оригинала, а также на описательный анализ перевода отрывков с колоративами. Основным объектом служат отобранные рассказы из книги "Сүүс кэпсээн" ("Сто рассказов"), изданного в 1982 г. в Якутском книжном издательстве; переводы текстов, подготовленные С. Ивановым, В. Поповым, Т. Резвовой в 1970-80-е гг. Анализ показал, что в рассказах преобладают ахроматические абсолютные цвета: үрүҥ/маҥан 'белый', хара 'черный', с наименьшей частотностью использованы хроматические цвета: күөх 'голубой', 'синий', араҕас 'желтый', кыһыл 'красный'. Интересен тот факт, когда писатель мастерски использует оттеночные колоративы белого и черного цветов. Важно отметить, что в якутском языке ахроматические цветонаименования үрүҥ/маҥан, хара имеют множество спектральных оттенков, которые передаются в речи аналитическим способом словообразования методом сравнения к определенному явлению или предмету. Например: муус маҥан 'ледянисто-белый', хаар маҥан 'снежно-белый', туус маҥан 'белая как соль', үрүмэччи маҥан 'белый как бабочка', сыа маҥан 'белый как жир'. Колоратив 'белый' в якутском языке передается двумя словами: үрүҥ / маҥан. Это равноправные синонимы. А под колоративом күөх можно понять два разных цвета: голубой, синий и зеленый. Различить их можно только исходя из контекста или рядом примыкающего к нему слова: халлаан күөҕэ 'синий, голубой' досл. перевод 'цвет неба; от күөҕэ 'зеленый' досл. перевод 'цвет травы’. Таким образом, колоративы имеют свою национально-культурную специфику, которая тесно переплетается с языковой картиной данного текста приведенный на языке саха. В работе использован метод описательного лингвистического анализа текстов оригинала и перевода в сопоставительном аспекте. С помощью колоративов писатель создал яркие картины северного пейзажа, а также типичные, но в то же время яркие самобытные образы советских людей времен трудового социализма.
  • Библиографическая запись

Ефремова, Н. А. Колористика в рассказах Николая Габышева / Н. А. Ефремова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 2 (06). - С. 31-40.

Вам будет интересно