В статье рассматриваются социально-психологические проблемы современных подростков сельской местности в связи с новой социальной ситуацией, характеризующейся как переходный период от "стабильности" к "транзитивности" общества. Рассматриваются психологические последствия процессов глобализации, их влияние на социальные институты, развитие личности, а также проблемы социализации сельских подростков в эпоху транзитивности. Представлены результаты эмпирического исследования выборки сельских подростков саха в связи с их проблемной озабоченностью в отношении будущего, здоровья, собственного развития, семьи, школы, сверстников и общества в целом. Обнаружено наличие обеспокоенности подростков относительно образования и профессионального самоопределения. При этом для поголовного большинства юношей выявляются внутриличностные и межличностные конфликты, которые распространяются на сверстников и школу. Заметно снижение эмоционально-волевой регуляции, что отражается в отсутствии мотивации к учебе, недостатке дисциплины и организованности, отсутствии интересов во внеучебной деятельности. Для девушек характерно недовольство чрезмерным родительским контролем, запретами общения со сверстниками противоположного пола и требованиями к учебе. Анкетный опрос выявил представление сельских подростков о проблемах и задачах молодежи в современном обществе. Как показали результаты, более привлекательными и приоритетными для них являются самоактуализация и материальное благополучие. Цели и задачи, связанные с получением достойного образования при этом, оказались важными только для небольшой части юношей. Похоже современные сельские подростки не видят особого смысла в получении профессионального образования для того, чтобы стать материально обеспеченным и самореализоваться. Более того, подростки гораздо чаще рассматривают время, затрачиваемое на образование, как проблему молодых людей, принимая во внимание трудности обучения в университете. В целом картина современного мира и места в ней молодежи видится достаточно фрагментарно, без личностного включения и понимания собственной ответственности. Притом ими отмечаются негативные стороны глобализации как падение морально-нравственных устоев, отсутствие социальной справедливости и ущемление прав человека. Полученные результаты указывают на наличие проблем социально-психологической адаптации подростков в сельской местности, что требует пересмотра и усовершенствования системы образования и воспитания в связи с новыми вызовами к личности подростка в эпоху транзитивности общества.
The article examines the socio-psychological problems of modern rural adolescents in connection with the new social situation, characterized as a transitional period from "stability" to "transitivity" of society. The psychological consequences of globalization processes, their impact on social institutions, personality development, as well as the problems of socialization of rural adolescents in the era of transitivity are considered. The results of an empirical study of a sample of rural adolescents in connection with their problematic concerns about the future, health, their own development, family, school and society as a whole are presented. The presence of teenagers' concerns about education and professional self-determination was revealed. At the same time, intrapersonal and interpersonal conflicts are revealed for the vast majority of young man, which extend to peers and school. There is a noticeable decrease in emotional and volitional regulation, which is reflected in the lack of motivation to study, lack of discipline and organization, lack of interests in extracurricular activities. Girls are characterized by dissatisfaction with excessive parental control, prohibitions of communication with peers of the opposite sex and the requirement to study. The questionnaire survey revealed the idea of rural teenagers about the problems and tasks of youth in modern society. As the results showed, self-actualization and material well-being are more attractive and priority for them. The goals and objectives associated with obtaining a professionally education at the same time turned out to be important only for a small part of young men. It seems that modern rural teenagers do not see much point in getting a professional education in order to become financially secure and self-actualizers. Moreover, teenagers are much more likely to see the time spent on education as a problem for young people, taking into account the difficulties of studying at a university. In general, the picture of the modern world and the place of youth in it is seen rather fragmentary, without personal inclusion and understanding of their own responsibility. Moreover, the negative aspects of globalization are noted by them as the fall of moral foundations, lack of justice and infringement of human rights. The results obtained indicate that there are problems of socio-psychological adaptation of adolescents in rural areas, which requires a revision and improvement of the education and upbringing system in connection with new challenges in the era of transitivity of society.