Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" = The artistic concept of cold in the work "Aivangu" by the Chukchi writer Yuri Rytkheu
Вернуться к старой версии сайта https://old.nlrs.ru/

Loading...

QR-код документа

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.
Обложка электронного документа Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" = The artistic concept of cold in the work "Aivangu" by the Chukchi writer Yuri Rytkheu

Доступ к документу возможен только в стенах библиотеки

Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" = The artistic concept of cold in the work "Aivangu" by the Chukchi writer Yuri Rytkheu

Доступ
Закрытый
DOI
10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177
Аннотация
Исследование выполнено в русле междисциплинарных когнитивных направлений - когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики, одной из актуальных задач которых является моделирование структуры художественных концептов, репрезентированных в художественном тексте. Цель исследования - моделирование художественного концепта холод в авторской художественной картине мира Ю. С. Рытхэу как части концептосферы арктического дискурса. Проведенное исследование является первым этапом в исследовании художественных концептов в арктическом дискурсе Ю. С. Рытхэу. Анализу был подвергнут роман этого чукотского писателя, являющегося представителем северной лингвокультуры. Актуальность данного исследования определяется выбором концепта холод как одного из ключевых дискурсивных концептов Севера и Арктики, а также включенностью его в парадигму лингвокогнитивных исследований и концептологии художественного текста. Методом сплошной выборки было извлечено 456 маркеров - репрезентантов концепта. Маркеры распределены по лексико-тематическим группам (далее - ЛТГ) "Природа" (211), "Воздействие на человека" (142), "Жилище" (44), "Техника" (39), "Снаряжение" (20), интерпретированным как когнитивные признаки концепта. Распределение по ЛТГ производилось по признакам семантико-тематической общности маркеров концепта. Была выявлена следующая структура художественного концепта холод: в ядерной зоне расположился когнитивный признак "Природа" (211 маркеров), в приядерной зоне - "Воздействие на человека" (142 маркера), на ближней периферии находится признак "Жилище", на дальней периферии "Снаряжение" и "Техника". Определены такие когнитивные признаки художественного концепта холод как арктический климат Чукотки, природные явления, связанные с холодом, воздействие холода на человека и его деятельность. The research is carried out in the context of interdisciplinary cognitive directions - cognitive linguistics and cognitive poetics, one of the actual tasks of which is modeling the structure of artistic concepts represented in the artistic text. The aim of the study is modeling of the artistic concept of cold in the author’s artistic picture of the world of Y. S. Rytkheu as a part of the conceptosphere of the Arctic discourse. This research is the first stage in the study of artistic concepts in the Arctic discourse of Y. S. Rytkheu. The novel of this Chukchi writer, who is a representative of the northern linguoculture, was analysed. The relevance of this study is determined by the choice of the concept of cold as one of the key discursive concepts of the North and the Arctic, as well as its inclusion in the paradigm of linguocognitive research and conceptology of the artistic text. The method of continuous sampling was used to extract 456 markers - representatives of the concept. The markers were distributed into lexico-thematic groups (hereinafter - LTG) “Nature” (211), “Human Impact” (142), “Dwelling” (44), “Technology” (39), “Equipment” (20), interpreted as cognitive attributes of the concept. The distribution into LTGs was made according to the signs of semantic and thematic commonality of the concept markers. The following structure of the artistic concept cold was revealed: in the nuclear zone there is the cognitive attribute “Nature” (211 markers), in the ancillary zone - “Human Impact” (142 markers), in the near periphery there is the attribute “Dwelling”, in the far periphery “Equipment” and “Technics”. Such cognitive features of the artistic concept of cold as the Arctic climate of Chukotka, natural phenomena associated with cold, the impact of cold on people and their activities are defined.
  • Библиографическая запись

Павлов, С. С. Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" / С. С. Павлов, О. А. Мельничук ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 169-177. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177

Вам будет интересно