Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо = Formation of value orientations in students through the olonkho epic
Вернуться к старой версии сайта https://old.nlrs.ru/

Loading...

QR-код документа

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.
Обложка электронного документа Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо = Formation of value orientations in students through the olonkho epic

Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо = Formation of value orientations in students through the olonkho epic

Доступ
Открытый
DOI
10.25587/2587-5604-2023-4-14-19
Аннотация
Актуальность формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях: недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы с учетом региональных, в частности этнопедагогических условий, определили выбор темы исследования. В период любого кризиса общества наиболее уязвимым слоем населения является молодежь. Перед образованием стоит задача формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе традиционных ценностей: ценностях семьи, национальной культуры, здорового образа жизни и т. д. В данной статье рассматривается эпос как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся. При разработке подходов содержания и логики исследования опирались на труды: философов Л. В. Баевой, Д. А. Леонтьева, Н. О. Лосского и др.; социологов В. Г. Алексеева, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов Б. С. Алишева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь и др.; педагогов А. В. Кирьяковой, Д. А. Немцовой, М. А. Расуловой и др. В исследовании авторы опирались на идеи личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; теории деятельностного подхода в работах Г.С. Батищева, Э. В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; идеи и положения этнопедагогики Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, И. С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др. Разработка программы ҺПотенциал эпоса олонхо в воспитанииһ проводилась на основе работ якутских ученых Н. В. Емельянова, В. В. Илларионова, П. А. Ойунского и др. Для реализации цели исследования, структурирования содержания материала использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез, дедукция и обобщение); эмпирические (наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ полученных результатов). В статье определены теоретико-педагогические основания и разработаны рациональные педагогические пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Результативность процесса формирования ценностных ориентаций в учреждениях СПО достигается созданием программы приобщения подрастающего поколения к национальной культуре народа саха посредством эпоса олонхо. В результате реализации разработанной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании" произошли принципиальные изменения в воспитательной деятельности СПО. Результаты исследования у КГ и ЭГ на конец эксперимента: высокий уровень - 10% (10 чел.) - ЭГ 24% (24 чел.); средний уровень - КГ 69% (69 чел.) - ЭГ 70% (70 чел.); низкий уровень - КГ 21% (21) - ЭГ 6% (6 чел.). Полученные данные у КГ и ЭГ позволяют сделать вывод, что заинтересованность нравственными ценностями преобладает, чем заинтересованность материальными ценностями. Проведенное исследование подтвердило эффективность и реализуемость предложенной программы "Потенциал эпоса олонхо в воспитании". The choice of the research topic stems from the relevance of forming value orientations in young people in modern conditions, and the insufficient theoretical and practical development of the problem, taking into account regional, in particular ethno-pedagogical conditions. During any crisis in society, the most vulnerable segment of the population is young people. Education faces the task of forming value orientations of students based on traditional values: family values, national culture, healthy lifestyle, etc. This article examines the epic as a means of forming value orientations of students. When developing approaches to content and logic, the research relied on the works of: philosophers L. V. Baeva, D. A. Leontyev, N. O. Lossky and others; sociologists V. G. Alekseev, V. P. Tugarinov, V. A. Yadov and others; psychologists B. S. Alishev, A. G. Asmolov, B. S. Bratus and others; and teachers A. V. Kiryakova, D. A. Nemtsova, M. A. Rasulova and others. Our study is also based on humanistic ideas of personality-oriented education, developed in the research of N. A. Alekseev, E. V. Bondarevskaya, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya and others; the theory of the activity approach in the works of G. S. Batishchev, E. V. Ilyenkov, S. L. Rubinshtein, V.D. Shadrikov and others; ideas and provisions of ethnopedagogy by G. N. Volkov, N. D. Nikandrov, I. S. Portnyagin, A. D. Semenova and others. The development of the program “The potential of the Olonkho epic in education” was carried out on the basis of the works of Yakut scholars N. V. Emelyanov, V. V. Illarionov, P. A. Oyunsky and others. To realize the purpose of the research and the content of the material, the following research methods were used: general theoretical (analysis and synthesis, deduction and generalization); empirical (observation, expert survey, questionnaires, experimental work, quantitative and qualitative analysis of the results obtained). The article defines the theoretical and pedagogical foundations and develops rational pedagogical ways to ensure the formation of value orientations of students in secondary vocational education institutions (SVE). The effectiveness of the process of forming value orientations in secondary vocational education institutions is achieved by creating a program for introducing the younger generation to the national culture of the Sakha people through the Olonkho epic. As a result of the implementation of the developed program “The potential of the Olonkho epic in education”, fundamental changes occurred in the educational activities of secondary vocational education. Results of the study in the control group (CG) and the experimental group (EG) at the end of the experiment: high level in CG - 10% (10 people), EG - 24% (24 people); average level in CG - 69% (69 people), EG - 70% (70 people); low level in CG - 21% (21), EG - 6% (6 people). The data obtained from the CG and EG allow us to conclude that interest in moral values prevails over the interest in material values. The study confirmed the effectiveness and feasibility of the proposed program “The potential of the Olonkho epic in education.”
  • Библиографическая запись

Иванова, А. В. Формирование ценностных ориентаций обучающихся посредством эпоса олонхо / А. В. Иванова, М. Д. Олесова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К.Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: "Педагогика. Психология. Философия" - 2023. - 4 (32). - C. 14-19. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-14-19

Вам будет интересно