Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха = Sacrifice Kerekh: and New Interpretations Based on Materials of the Northern Sakha
Вернуться к старой версии сайта https://old.nlrs.ru/

Loading...

QR-код документа

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.
Обложка электронного документа Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха = Sacrifice Kerekh: and New Interpretations Based on Materials of the Northern Sakha

Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха = Sacrifice Kerekh: and New Interpretations Based on Materials of the Northern Sakha

Доступ
Открытый
Источник
Северо-Восточный гуманитарный вестник
DOI
10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.002
Аннотация
В статье освещается тема жертвоприношений кэрэх, истоки которых имеют глубочайшие связи с первобытными культами, в трансформированном виде встречающимися в ритуалах перехода в другой мир. Их разновидности ещё требуют специального изучения в рамках общей системы шаманизма. Поэтому намечаются ключевые моменты спорных тем, на которые учёные часто не обращают должного внимания. Важность темы жертвы кэрэх в плане методологии касается общей картины представлений о системе шаманизма, в сущности, не уступающей мировым верованиям и не являющейся низшей ("подвальной") верой народов Сибири. Предполагается глубоко синкретичный генезис жертвоприношений кэрэх, связанный с древним этногенезом саха. Пройдя через культуры индоиранцев, саков и тюрков, кэрэх дожил до наших дней, доказав чрезвычайную живучесть мифов и архетипов, заложенных в фундаменте тенгрианства. Северные материалы саха убедительно доказывают контаминацию северных и южных культов: кэрэх удивительно сочетается с культом умирающего и воскресающего зверя. Именно по северным сведениям мы можем утверждать, что кэрэх ставили не только духам абааһы, но и божествам айыы, которые обладали функцией творить, но иногда и карать за недостойное обращение к культу предков и небесных покровителей. The article highlights the subject of kerekh sacrifices, the origins of which have deep links with the primitive cults, transformed in a form encountered in rituals of transition to another world. Their varieties still require special study within the general system of shamanism. Therefore, there are key points of contentious topics to which scientists often do not pay due attention. The importance of the subject of the kerekh sacrifice in terms of methodology relates the general picture of the concept of a system of shamanism, in fact, is not inferior to world beliefs and is not the lowest ("basement") faith of the peoples of Siberia. It assumes a deep syncretic genesis of kerekh sacrifices, associated with the ancient ethnogenesis of Sakha. Passing through the cultures of Indo-Iranians, Saks and Turks, kerekh survived to the present day, proving the extraordinary vitality of the myths and archetypes laid in the foundation of Tengrism. Thoe northern materials of the sakha convincingly prove the contamination of northern and southern cults: kerekh is surprisingly combined with the cult of a dying and resurrecting beast. It is according to northern information that we can state that kerekh was placed not only to the spirits of the abaagy, but also to the deities of the aiyy who had the function to create, but sometimes also punish the unworthy conversion to the cult of ancestors and heavenly patrons.
  • Библиографическая запись

Васильев, В. Е. Жертвоприношения кэрэх: реликты и новые интерпретации на основе материалов северных саха / В. Е.Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2018. - N 3 (24). - С. 20-27. - DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.03.24.002