Отдельно рассматривается методология научных и философских исследований. Это ориентировано, прежде всего, на обеспечение кружковой и самостоятельной работы бакалавров и магистров. Если у бакалавров такая работа еще только начинается, то у магистров она разворачивается в полном возможном объеме, предполагая написание научных статей, участие в олимпиадах, подготовку к поступлению в аспирантуру. И во всех этих процессах исходным пунктом является выбор правильной методологии для дальнейших исследований. Обосновывается, что начинать самостоятельную студенческую работу следует начинать с конкретных научных направлений, которые в ХХ столетии претендовали на максимально возможные обобщения и создание универсальной парадигмы: теории систем, синергетики, экологии, глобалистики, глобального эволюционизма. Затем на их основе формируется универсальный синтез научного знания, который был невозможен ни на классическом, ни на неклассическом этапах развития науки. Важной концепцией здесь является ҺБольшой Разумһ предполагающий объединение религии, философии, науки, чем занимались многие российские философы, например В. С. Соловьев и его последователи. Философский синтез является еще более глубоким и широким, поскольку вовлекает в поле своего действия новые пласты знания и их осмысления: мировоззренческие универсалии, онтологию, эпистемологию, аксиологию. Это оказалось возможным, поскольку для такого синтеза появились новые основания: планетарные сети, ноосферогенез, синергетическая когеренция ритмов, системный подход. Методология постнеклассических науки и философии включает в себя также социальные аксиологические аспекты. Развертываемая методология достаточно проста для усвоения и бакалавром и магистром, и может быть использована ими для развёртывания как научного, так и философского исследования, написания эссе или реферата. Она может быть также использована для различных методологических подходов, их сравнения и оценки.