Статья посвящена изучению процесса профессионального выгорания, возникающего у социальных работников. Профессиональное выгорание у социальных работников является актуальной проблемой для изучения, поскольку именно личность специалиста представляет собой внешний ресурс, от которого зависит качество оказываемой помощи клиенту. Также актуальность исследования профессионального выгорания обусловлено спецификой деятельности социальных работников - постоянное общение с клиентами, имеющими трудную жизненную ситуацию, может способствовать формированию выгорания. При возникновении эмоционального и профессионального выгорания у социального работника формируется эмоциональная и поведенческая ригидность, что негативно сказывается на взаимодействии в диаде "клиент - социальный работник". Возникновение безразличного поведения в процессе профессиональной деятельности социального работника усложняет установление доверительного контакта с клиентами, а также механистическим выполнением своих должностных обязанностей. В данной статье автор придерживается трехфакторной модели изучения профессионального выгорания, предложенной К. Маслач. Исходя из трехфакторной модели, в эмпирическом исследовании рассмотрено явление профессионального выгорания у социальных работников в трех компонентах: эмоциональное истощение, цинизм и деперсонализация, чувство компетентности или отсутствия достижений и продуктивности на работе. Были опрошены социальные работники, с целью выявления их профессионального выгорания. В исследовании применялись метод интервьюирования, опросник выгорания Маслач (Maslach Burnout Inventory). Также выявление профессионального выгорания у социальных работников в рамках эмпирического исследования статьи позволит дать некоторые рекомендации по профилактике выгорания, поскольку от личного отношения социального работника зависит качественность и эффективность ведения конкретного случая.
The article is devoted to the study of the process of professional burnout that occurs among social workers. Professional burnout among social workers is a topical issue for studying, since it is the personality of a specialist that is an external resource on which the quality of assistance provided to a client depends. Also, the relevance of the study of professional burnout is due to the specifics of the activities of social workers: constant communication with clients in difficult life situations can contribute to the formation of burnout. Social worker develops emotional and behavioral rigidity, which negatively affects the interaction in the client-social worker dyad, when emotional and professional burnout occurs. The emergence of indifferent behavior in the process of professional activity of a social worker complicates the establishment of a trusting contact with clients, as well as the mechanistic performance of their duties. In this article, the author adheres to the three-factor model for studying professional burnout, proposed by Maslach. Based on a three-factor model, an empirical study examined the phenomenon of professional burnout among social workers in three components: emotional exhaustion, cynicism and depersonalization, a sense of competence or lack of achievement and productivity at work. Social workers were interviewed to identify their professional burnout. The study used the interview method, the Maslach Burnout Inventory questionnaire. Also, the identification of professional burnout among social workers in the framework of an empirical study of the article will make it possible to give some recommendations on the prevention of burnout, since the quality and effectiveness of managing a particular case depends on the personal attitude of a social worker.