В статье впервые рассматривается проблема нациестроительства в Якутии с 1922 г. по конец 1930-х гг. Крупнейшая этническая общность в данном регионе стала субъектом глобального процесса активизации национальных движений на месте распавшихся многонациональных империй Европы и Азии под влиянием результатов Первой мировой войны и революций. В этом политическом и культурном проекте участвовали как центральные власти РСФСР и СССР, так и руководство созданной в 1922 г. Якутской АССР. Сложившиеся предпосылки для формирования якутской нации (общность исторической судьбы, единство языка, наличие национальной интеллигенции и т.д.) и политическая борьба между сторонниками централизации и федерализма форсировали создание необходимых национальных атрибутов (автономии, письменной национальной литературы, национальной модернизированной культуры и экономики). Несомненны успехи, достигнутые в результате проведения национальной политики с учетом местных особенностей: временное примирение и сотрудничество с беспартийной интеллигенцией; толерантность к верующим, среди которых в большинстве были якуты; создание массовой письменности. Вместе с тем успехи скрадывались поспешностью в темпах модернизации и повышения культурного уровня якутского населения (скачкообразными преобразованиями в экономике, политическими амбициями части интеллектуальной элиты якутского общества, не подкрепленными объективными условиями, подстегиванием коренизации) до уровня ведущих наций. В якутском нациестроительстве выделяются две фазы: 1922 — конец 1920-х гг.; конец 1920-х гг. — конец 1930-х гг. Эти фазы соответствуют стадиям преобладания национальной тенденции и перехода к безнациональной политике. Главные итоги и уроки нациестроительства названного времени двояки: усеченная автономия — но при этом опыт национального государственного управления (удачный опыт внутреннего районирования и компромисс в определении границ ЯАССР); разгром национальной интеллигенции старой формации — но при этом создание массовой национальной письменности; гонения на религию и традиционные верования и их вытеснение — но при этом повышение общего культурного уровня.
This article provides one of the first studies of nation-building in Yakutia from 1922 to the end of the 1930s. The largest ethnic community in this region became the subject of a global process of activating national movements at the site of disintegrated multinational empires of Europe and Asia under the influence of the First World War and subsequent revolutions. This political and cultural project involved both the central authorities of the RSFSR and the USSR, as well as the leadership of the Yakut ASSR, established in 1922. The existing preconditions for the formation of a Yakut nation (commonality of historical destiny, unity of language, existence of a national intelligentsia, etc.) and the political struggle between supporters of centralization and federalism forced the creation of necessary national attributes (autonomy, written national literature, national modernized culture and economy). There were some clear successes achieved by national policies, taking into account local peculiarities (e.g. temporary reconciliation and cooperation with non-partisan intelligentsia, tolerance for believers, most of whom were Yakuts, and creation of mass written language). At the same time, they were hindered by haste in modernizing and raising the cultural level of the Yakut population (spasmodic economic transformation, political ambitions by part of the Yakut intelligentsia not supported by objective conditions, thus encouraging indigenization) Yakutia’s nation-building had two phases: phase 1 (1922 to the end of the 1920s), and phase 2 (late 1920s to the end of the 1930s), which corresponded to stages of prevalence of the national trend and the transition to non-national politics . Among the main results and lessons of nation-building were: truncated autonomy, but the experience of national government (successful experience of internal regionalization and defining the boundaries of the YASSR), defeat of the old national intelligentsia, creation of mass national writing, repression of religion and traditional beliefs, and raising the general cultural level).