Грибановские чтения - 2024: Роль библиотек в сохранении и развитии культурного наследия | Национальная библиотека РС(Я)
Вернуться к старой версии сайта https://old.nlrs.ru/

Loading...

Новости

Грибановские чтения - 2024: Роль библиотек в сохранении и развитии культурного наследия

Второй день Всероссийской научно-практической конференции «Грибановские чтения – 2024» был посвящен актуальнейшим вопросам сохранения и развития культурного наследия с акцентом на роли библиотек в этом процессе.


Одним из важных событий конференции стал семинар в формате круглого стола «Печатная память улусов (районов) Якутии: краеведческие библиографические указатели», собравший специалистов из разных уголков республики и предоставивший площадку для обмена опытом и обсуждения новых подходов к организации краеведческой работы. В ходе семинара было представлено более десяти докладов из различных улусов, включая Мирный, Нерюнгри, Олекминск, Оленек и Усть-Алданский. Докладчики осветили широкий спектр тем, связанных с созданием, ведением и использованием краеведческих библиографических указателей, а также с ролью библиотек в сохранении местной истории и культуры. Особое внимание было уделено вопросам цифровизации краеведческих ресурсов и использования современных технологий в библиотечной деятельности.

Елена Нитецкая, главный библиограф информационно-библиографического отдела Нерюнгринской централизованной библиотечной системы, отметила высокую интенсивность и насыщенность программы конференции, а также практическую ценность полученной информации. Она подчеркнула важность подобных мероприятий для профессионального сообщества библиографов, которые зачастую работают в изоляции и не имеют возможности для регулярного обмена опытом.

««Грибановские чтения» предоставили уникальную возможность для общения и сотрудничества библиографов из разных улусов, обсуждения насущных проблем и поиска совместных решений. Встреча с коллегами из Национальной библиотеки и других крупных научных центров России позволила получить ценные консультации и расширить профессиональный кругозор», - сказала Елена Нитецкая.

Помимо круглого стола, ключевым мероприятием второго дня «Грибановских чтений» стала работа секции «Культурное и документальное наследие регионов России и зарубежных стран». В рамках этой секции участники обсудили вопросы сохранения и изучения архивных документов, рукописей, редких книг и других источников, отражающих историю и культуру различных регионов. Были представлены доклады, посвященные как российскому, так и зарубежному опыту в области архивистики и библиотечного дела. Особое внимание уделялось проблемам цифровизации культурного наследия, уникальным книжным памятникам, коллекциям видных ученых и деятелей искусства, а также обеспечения доступа к этим ресурсам для широкой аудитории.


Во второй половине дня состоялось заседание секции «Изучение чтения в междисциплинарном ракурсе: трансформация чтения, происходящая в связи с возникновением новых модификаций, практик, стратегий чтения в условиях цифровизации». Модераторами выступили Михаил Присяжный, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия), и Аиза Неустроева, руководитель Центра региональной социологии Научно-исследовательского института чтения им. Ю.Н. Столярова Национальной библиотеки РС (Я). В работе секции приняли участие эксперты из ведущих научных центров и библиотек России, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и Ижевск. Центральной темой обсуждения стали практические аспекты изучения чтения в междисциплинарном контексте. Как отметил первый заместитель министра образования и науки РС (Я) Михаил Присяжный, современная образовательная система сталкивается с проблемой оценки качества образования на различных уровнях. По его словам, существует разрыв в преемственности между дошкольным и школьным образованием. Эта «прерывистость» проявляется не только в междисциплинарном, но и в межпредметном взаимодействии. «По мере взросления ребенка, его интересы смещаются от одних предметов к другим. Задача образовательной системы — поддерживать интерес к чтению на протяжении всего периода обучения, интегрируя его в различные дисциплины. Об этом мы сегодня обсуждали с коллегами, ведущими экспертами в области библиотечного дела», - сказал Михаил Присяжный. Дискуссия также затронула и проблему трансформации чтения в условиях цифровизации. Эксперты из библиотек Сибирского отделения Российской академии представили концепцию пространственного знания человека в медийном пространстве. Они подчеркнули важность сохранения интереса к чтению не только как к инструменту получения знаний, но и как к форме досуга и саморазвития.


Параллельно в Арктическом государственном институте культуры и искусств прошел воркшоп «Практика и методика реализации образовательных программ в области гуманитарных наук на примере Балтийского федерального университета им. И. Канта». Мероприятие вела кандидат исторических наук, доцент ОНК "Институт образования и гуманитарных наук", руководитель образовательных программ Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им И. Канта Людмила Жданович.

 

 

Медиацентр Национальной библиотеки РС (Я)