Живи в Европе, был бы миллионером – говорят о нем. Один из самых востребованных художников современности Дьулустан Бойтунов приоткрыл секреты творчества на встрече с читателями Национальной библиотеки РС(Я) в рамках Республиканского фестиваля «Читаем все».
Живописец, иллюстратор, преподаватель – во всех стезях он состоялся. За спиной 18 персональных выставок, 15 проиллюстрированных книг и сотни студентов-выпускников за 22 года преподавания в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Главной темой встречи стала книжная иллюстрация.
Как истинный педагог Дьулустан Афанасьевич подготовился к встрече основательно, опытом делился щедро. Мини-выставка, общение, мастер-класс – все успелось за два часа. «Я все планирую заранее, - признался художник, - каждый день четко распределен по времени. Творчеством занимаюсь по утрам и по выходным».
На встрече впервые были представлены оригиналы иллюстраций к олонхо «Хардааччы Бэргэн» Андрея Титарова, изданному прошлым летом к Ысыаху Олонхо. На их примере художник раскрыл смыслы цветовой гаммы, которую сам же назвал декоративной, и значение символов. К примеру, птицы, сопровождающие каждую сцену, оказались не только для красоты. Так, глухарь в сцене с богатырем, запрыгивающим на коня, отсылает на сравнение прыжка наездника с глухариным взмахом крыльев. Именно так должно «звучать» богатырское седлание – уверенно и стремительно – считали предки саха.
Если в оформлении олонхо (из изданных есть еще "Бүдүрүйбэт Мүлдьү Бөҕө") проще с согласованием эскизов, то с живыми авторами чуть иначе. “Всегда свежо и ярко получаются первые наброски, которые делаются под первым впечатлением от книги. Это я обнаруживаю даже через года, разбирая кипы набросков. Но заказчик не всегда согласен. Кому то важны реалистичность, а не стилизация, кому то выбор сцен не подходит. Но в целом всегда приходим к общему решению”.
Как художник-иллюстратор Дьулустан Бойтунов прежде всего известен работами к исторической трилогии “По велению Чингисхана” Николая Лугинова. 75 иллюстраций были созданы им. Знакомство с монгольской культурой началось задолго до сотрудничества с народным писателем, будто сама судьба вела к этому. Еще будучи студентом Красноярского художественного института в 90-е годы, начал живо изучать творчество китайских и монгольских художников по журналам. Армейскую службу выпало проходить в самой Монголии. Два года творческой стажировки закалили солдата: днями напролет он рисовал монгольских лошадей с натуры, тренировал насмотренность материальной культурой – монголы носили национальную одежду в повседневности еще тогда.
На вопрос, что вдохновляет, художник ответил – поездки в деревню, походы в музеи, особенно галерею Афанасия Осипова, работы студентов и продажи картин. К последнему автор относится настороженно, так как повторить работу точь-в-точь никогда не удается.
Никогда не возьмется за иллюстрации сугубо политических тем и любовных романов. С творчеством нейросетей сталкиваться еще не приходилось, в целом о цифровизации искусства художник сказал, что живые работы питают лучше. “Каждая линия, черточка, штрих художника живут, пульсируют энергией. А цифровые рисунки, хоть и заняли свое место, но души в них нет или не так много”, - заключил он.
За полчаса художник сделал набросок на излюбленную тему. Коллеги его и студенты запечатлели каждое движение кисти. Создание фактуры дерева, металла, кожи или лосиного рога – советы звучали по ходу работы. К слову, полное видео встречи-мастер-класса выйдет на странице Алексея Пудова на площадке “Блоги Якутии”.
Встреча получилась насыщенная, цельная, этому поспособствовали и локация в стиле петербургского арт-подвала “Бродячая собака”, и ведущая – известная в кругах служителей культуры и искусства Галина Кутугутова, руководитель Медиацентра Национальной библиотеки РС(Я). Однозначно такие встречи формата свободного общения с художниками интересны аудитории, и стоит задуматься о продолжении, об этом сказали и сам Дьулустан Афанасьевич, и Сергей Сюльский, политический деятель, присутствовавший на встрече.
Справка: Бойтунов Дьулустан Афанасьевич, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (2017 г.), член Союза художников России с 2001 г., член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток). Выпускник Якутского художественного училища (1985, мастерская Л.Д.Слепцовой) факультета живописи Красноярского художественного института (1994, мастерская профессора А.М. Знака), творческих мастерских Российской академии художеств (г. Красноярск, 2001, мастерская А.П. Левитина). С 2001 г. преподает в Арктическом государственном институте культуры и искусства на кафедре живописи и графики.
Медиацентр Национальной библиотеки РС(Я).