QR-код документа
Как сканировать QR-код?
Для пользователей Android:- Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
- Откройте скачанное приложение;
- Наведите камеру на QR-код.
- Откройте приложение "Камера";
- Наведите камеру на QR-код;
- Нажмите на всплывающее уведомление.
Манчаары (Манчары) - Слободчиков Василий Федорович
Василий Фёдорович Слободчиков – Манчаары (Манчары) (1805—1870) — якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных тойонов, известный сказитель и запевала, мастер импровизации.
Василий Фёдоров родился в июне 1805 года в Догдонгинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков — Чоочо, унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.
В 1830—1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых (тойонов), раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Отобранное у богачей Манчаары в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, содержался в камере он прикованным цепью к стене. По окончании срока Манчаары оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса), где он жил спокойной жизнью, женился, обзавёлся хозяйством, имел покосное место, названное «Манчаары атага». Умер 6 ноября 1870 года.
***
Самые ранние записи песен Манчаары были сделаны в 1920—1930-х годах. До этого они передавались якутскими народными певцами в устной традиции. В общей сложности известно более 30 песен, основной темой которых является любовь к Родине, вера в счастливую жизнь и протест против социальной несправедливости.
Сохранилась информация, что Манчаары также исполнял олонхо, то есть был олонхосутом или сказителем. По устным данным среди исполняемых Василием Фёдоровым олонхо были «Күн Эрили», «Улдьаа Боотур», «Кыыс Дьурайа Куо», «Бэриэт Бэргэн», «Оҕo Ньургун», «Алаатыыр Ала Туйгун».
***
Ещё при жизни Манчаары о нём слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознёс его в статус национального героя.
Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софрона Данилова.
***
Известно также, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Он всегда оставался победителем на традиционном празднике встречи лета — Ысыахе, участвуя в состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей – бегал, прыгал, боролся.
В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта «Игры Манчаары», существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. Василия Манчаары «Модун». Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске.
Прижизненных изображений Манчаары не сохранилось. Существует скульптурный портрет Манчаары работы советского антрополога и скульптора Галины Лебединской, ученицы М. М. Герасимова, выполненный ею по методу Герасимова восстановления лица по черепу.
В коллекцию вошли литературные произведения, научные исследования, легенды, повествующие о жизни национального якутского героя. В них раскрывается образ Манчаары как человека, выступившего против гнёта местных феодалов, талантливого сказителя и запевалы.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Василий Фёдоров родился в июне 1805 года в Догдонгинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков — Чоочо, унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.
В 1830—1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых (тойонов), раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Отобранное у богачей Манчаары в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, содержался в камере он прикованным цепью к стене. По окончании срока Манчаары оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса), где он жил спокойной жизнью, женился, обзавёлся хозяйством, имел покосное место, названное «Манчаары атага». Умер 6 ноября 1870 года.
***
Самые ранние записи песен Манчаары были сделаны в 1920—1930-х годах. До этого они передавались якутскими народными певцами в устной традиции. В общей сложности известно более 30 песен, основной темой которых является любовь к Родине, вера в счастливую жизнь и протест против социальной несправедливости.
Сохранилась информация, что Манчаары также исполнял олонхо, то есть был олонхосутом или сказителем. По устным данным среди исполняемых Василием Фёдоровым олонхо были «Күн Эрили», «Улдьаа Боотур», «Кыыс Дьурайа Куо», «Бэриэт Бэргэн», «Оҕo Ньургун», «Алаатыыр Ала Туйгун».
***
Ещё при жизни Манчаары о нём слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознёс его в статус национального героя.
Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софрона Данилова.
***
Известно также, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Он всегда оставался победителем на традиционном празднике встречи лета — Ысыахе, участвуя в состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей – бегал, прыгал, боролся.
В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта «Игры Манчаары», существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. Василия Манчаары «Модун». Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске.
Прижизненных изображений Манчаары не сохранилось. Существует скульптурный портрет Манчаары работы советского антрополога и скульптора Галины Лебединской, ученицы М. М. Герасимова, выполненный ею по методу Герасимова восстановления лица по черепу.
В коллекцию вошли литературные произведения, научные исследования, легенды, повествующие о жизни национального якутского героя. В них раскрывается образ Манчаары как человека, выступившего против гнёта местных феодалов, талантливого сказителя и запевалы.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Сортировка: