Асклипиодот Рязанский действительно был выдающимся представителем якутской интеллигенции начала XX века. Его жизнь была насыщена событиями, и даже покинув родную землю, он сумел проявить свои таланты в различных сферах — журналистике, публицистике, политологии и предпринимательстве.
Каковы причины его эмиграции и что послужило толчком к решению покинуть родину? Он родился в Амгинском улусе в апреле 1898 года и был сыном головы Амгинского улуса Афанасия Петровича Рязанского. Образование получил в Якутске. Пытался поступить в один из университетов Москвы, но из-за революционных событий был вынужден вернуться на родину. Установлено, что он был одним из лидеров якутской молодежи в 1917-1921 годах и редактором рукописного журнала «Сырдык». В 1917-1918 годах учился в фельдшерском училище, а в 1919 году служил секретарем окружного комиссара А. Д. Широких. В 1920 году он работал секретарем в Губземотделе.
В 1922-1923 годах он принимал активное участие в повстанческом движении и в работе Временного Якутского областного народного управления (ВЯОНУ). После разгрома отряда генерала А. Н. Пепеляева в 1923 году он эмигрировал в Китай. В 1928-1929 годах работал секретарем конторы Мукденского торгового агентства Восточно-Китайской железной дороги. Известно, что он просил о восстановлении советского гражданства, но получил отказ. В результате этого он был вынужден оставить свою службу в КВЖД и устроился корреспондентом переписки на английском языке в Мукденскую китайскую торговую фирму.
В Китае он сотрудничал с газетами «Shanghai Revue», «China Weekly Revue» и другими изданиями. Свои статьи на экономические и политические темы он писал на английском языке. В общей сложности он опубликовал около 350 публицистических статей и религиозно-философских трудов в различных изданиях Китая, США и Австралии.
А. А. Рязанский также публиковался в научном журнале "The China Journal". В Китае при регистрации его фамилию записали с ошибками: A. A. Riajansky. Иногда его работы выходили под этим именем, и у него были другие псевдонимы, что усложняло поиски его трудов. Помимо журналистики, он занимался перевозками, в том числе нефтепродуктов, так как имел небольшую судовую компанию.
С женой Елизаветой Семеновной Лепиковой, родом из Никольска-Уссурийского (ныне г. Уссурийск Приморского края РФ), Асклипиодот Рязанский познакомился в г. Владивостоке. В их семье родились два сына: Афанасий в г. Мукдене и Евгений в Гонконге. С началом военных действий Японии против Китая им пришлось несколько раз менять место жительства внутри страны. В 1939 году семья оказалась в Гонконге, который тогда принадлежал Великобритании. А. А. Рязанский был мобилизован в британскую армию и в 1941 году участвовал в обороне Гонконга от японских войск. Позже семья Рязанских переехала в Австралию, в город Брисбен.
В годы жизни в Китае А. А. Рязанский был центром якутской эмиграции и поддерживал связь с якутами, проживающими в Финляндии, Америке и Китае. Сохранились копии его писем, написанных на английском, русском и якутском языках.
В 1952 году Асклипиодот Афанасьевич вместе с женой и двумя сыновьями прибыл в город Брисбен, Австралия. Об этом упомянуто в газете The West Australian от 12 августа 1952 года в статье под названием «The Indian women are 'wide awake'». В ней рассказывается о лекторе из Индии, миссис Ширин Фоздар, которая посетила Новую Зеландию и Австралию с лекциями о женской эмансипации. По пути на пароходе Charon она познакомилась с госпожой Рязанской, которая как раз направлялась в Брисбен вместе с мужем и сыновьями.
После революции госпожа Рязанская вместе со своей сестрой покинула родину. Их родители остались во Владивостоке, а они с сестрой обосновались в Шанхае. На протяжении 20 лет у неё не было связи с родителями, поскольку китайские коммунистические власти осуществляли политику ограничения распространения информации о эмигрантах из России. После замужества её семья в течение 10 лет проживала в Гонконге, после чего они приняли решение переехать в Австралию.
Прожив 5 лет в Австралии, они получили гражданство этой страны, о чем свидетельствует сертификат от 22 ноября 1957 г.
Однако, к сожалению, по прибытии в Австралию Асклипиодот получил тяжелую травму ноги, что привело к необходимости ампутации. Он не смог быть столь деятельным, как раньше, но не перестал писать. Писал под разными псевдонимами, что затрудняет поиски его статей.
После ампутации у него случился инсульт, и справиться с его последствиями ему помогли три языка: якутский (родной), русский и английский (приобретённые). Асклипиодот начал заниматься “языковой" терапией сначала просто, чтобы не забыть произношение, а затем целенаправленно как частью комплекса процедур для восстановления и поддержания здоровья. Когда у него ухудшилось зрение, он записывал свои мысли на магнитофон, но позже зрение вернулось, и он самостоятельно начал вести дневник. Он планировал, что записи из дневника войдут в его книгу “Rejuvenation of mind by mind - the patient's story” (“Восстановление разума разумом – история пациента”), которую, к сожалению, не успел закончить. https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/dnii/vestnik-svfu/pv/numbers-5-79-article-view-108-120.pdf
А. А. Рязанский скончался 11 октября 1968 г. в далекой Австралии. А жена его Елизавета 5 марта 2008 г. Несмотря на недуг, Асклипиодот Афанасьевич не терял надежды и продолжал трудиться. Он стремился создать значительное творческое наследие для своего народа.
В 2019 году, по приказу ректора СВФУ им. М.К. Аммосова Е. И. Михайловой была организована научно-исследовательская экспедиция по проекту «Публицистическое наследие якутской интеллигенции». Участники экспедиции, О. Г. Сидоров и В. Е. Васильев-Харысхал, вылетели в Австралию для встречи с Иреной Михайловной Келси-Рязанской, вдовой младшего сына Асклипиодота Афанасьевича, Евгения. Встреча прошла в городе Голд-Кост, где Евгений Асклипиодотович провел последние пять лет своей жизни с женой Иреной.
В ходе встречи И. М. Келси-Рязанская подписала дарственное письмо о передаче Республике Саха (Якутия) документов, фотографий и семейных реликвий. В нем, в частности, говорится: «…я считаю, что они должны храниться на Родине Рязанских и быть достоянием якутского народа».
Размышляя о судьбах Якутии, Асклипиодот Рязанский отмечал, что ее будущее неразрывно связано с судьбой России, и мысль о ее отделении от советского государства не имеет смысла. Это свидетельствует о том, что он до последнего оставался верен своим идеалам. Приятно осознавать, что даже в самые трудные времена, находясь вдали от родины, наш соотечественник, закалённый превратностями судьбы, сохранил связь с ней. Он продолжал поддерживать родную землю, проявляя искреннюю заботу и внимание. Сегодня его труды, наконец, нашли признание на его родной земле.