Национальная библиотека Якутии приглашает всех желающих ознакомиться с тематической подборкой, посвященной, выдающемуся якутскому поэту, прозаику и драматургу Анемподисту Ивановичу Софронову - Алампа. Алампа является первым теоретиком и критиком якутского театра, основоположником якутской драматургии и одним из основателей якутской литературы.
Анемподист Иванович Софронов родился 2 (14) ноября 1886 года в 1-м Жохсогонском наслеге Ботурусского улуса Якутского округа Якутской области. В 15 лет он поступил в церковно-приходскую школу, которую закончил за два года, и далее занимался самообразованием, пройдя курс Якутского реального училища без иностранных языков. В 1907 году начал работать в типографии газеты «Якутский край» и позже сотрудничал в журнале «Саха саҥата».
С 1909 по 1927 годы Анемподист Софронов занимал различные важные посты, включая руководителя театрального дела в республике и редактора первой советской газеты на якутском языке «Манчары». Он также был учредителем Якутского Научного-исследовательского общества «Саха кэскилэ» и редактором первого литературно-художественного журнала «Чолбон». В 1927 году был арестован по сфабрикованному делу и провел несколько лет в заключении и ссылке.
Первое стихотворение Алампа «Төрөөбүт дойду» (Родной край) было опубликовано в 1912 году, а наиболее известная драма «Дьадаҥы Дьаакып» (Бедный Яков) была написана в 1914 году. Его драматургические произведения, включая пьесу «Бүдүрүйбүт көммөт», сыграли огромную роль в развитии национального театра.
Алампа написал более 150 стихотворений, критики отмечают, что он ввел лирическую струю в якутскую поэзию. Отдельные его песни стали популярными и поются до сих пор. Сатирические рассказы писателя считаются одними из лучших в якутской прозе. В качестве переводчика он обращался к творчеству классиков русской литературы, таких как И. Крылов, Л. Толстой и А. Чехов. Он перевел «Разгром» А. Фадеева.
Его пьесы, такие как «Олох оонньуура» (Игра жизни), «Манчаары», «Эргэ сүктэр кыыс» (Девушка, выходящая замуж), «Олох дьэбэрэтэ» (Тина жизни), «Дьадаҥы Дьаакып» (Бедный Яков), «Таптал» (Любовь), «Кэччэгэй кэриэһэ суох» (Скупой без завещания), «Бүдүрүйбүт» (Споткнувшийся) и «Уйбааныс» неоднократно ставились на сцене Якутского театра и оказали значительное влияние на его развитие.
В подборку вошли произведения Анемподиста Софронова-Алампа, а также литература о его жизни и деятельности.