Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
Откройте скачанное приложение;
Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
Откройте приложение "Камера";
Наведите камеру на QR-код;
Нажмите на всплывающее уведомление.
Образы небесных покровителей героя в якутских олонхо о богатырях Нюргунах = Images of the hero’s celestial patronsin the Yakut olonkhos about the bogatyrs Nyurguns
Актуальность темы обусловлена необходимостью системного изучения персонажного ряда якутского эпоса олонхо, в т. ч. ранее неизученных мифологических образов. В статье впервые рассматриваются образы небесных покровителей героя в пяти текстах олонхо о богатырях Нюргунах, представляющих различные эпические традиции Центральной Якутии. Целью статьи является исследование образов небесных покровителей героя в контексте образной системы олонхо о Нюргунах, выяснение их роли и функций в сюжетной структуре. Для достижения цели поставлены следующие задачи как составление систематизации небесных покровителей и выявление их функциональных особенностей. Исследование проводилось с использованием сравнительно-типологического и сравнительно-сопоставительного методов. С помощью системного подхода предпринята попытка классифицировать образы небесных покровителей по характеристикам и функционированиям в сюжетной структуре. В результате исследования приходим к выводу, что небесные покровители выступают в качестве посредников между божествами и главными героями - богатырями Нюргунами. Их можно классифицировать на небесных вестников, небесных богатырей, небесных удаганок и небесного покровителя мужчин. Они имеют важное значение в сюжетной линии, их функции и действия развиваются наряду с событиями и эпизодами, происходящими с главным героем. Основная функция заключается в передаче поручений божеств, извещении о бедствиях, предостережении опасных ситуаций, оказании помощи в бою, указании суженых. Исходя из-за того, что у Нюргуна изначально сложился тип богатыря - защитника племени, небожители всячески оберегают и направляют его в правильное русло. Присутствие небесных покровителей в сюжетной структуре является одним из особенностей текстов олонхо о Нюргунах, т. к. эти богатыри имеют небесно-божественное происхождение и поселены в Средний мир с миссией защитить племя, из-за которого участие и покровительство мифологических персонажей неизбежны. Необходимо констатировать, что со временем их появление и функциональные особенности были подвержены трансформационным процессам, в поздних текстах отмечается даже полное исчезновение из сюжетной структуры. Перспектива данного исследования предполагается в комплексном исследовании мифологических персонажей в эпических текстах.
The relevance of the topic is due to the need for a systematic study of the character series of the Yakut epic olonkho, including previously unstudied mythological images. The article for the first time examines the images of the hero's heavenly patrons in five olonkho texts about the Nyurgun heroes, representing various epic traditions of Central Yakutia. The purpose of the article is to study the images of the hero's heavenly patrons in the context of the figurative system of the olonkho about the Nyurguns, to clarify their role and functions in the plot structure. To achieve the goal, the following tasks were set: compiling a systematization of heavenly patrons and identifying their functional features. The study was conducted using comparative-typological and comparative-contrastive methods. Using a systematic approach, an attempt was made to classify the images of heavenly patrons by their characteristics and functioning in the plot structure. As a result of the study, we come to the conclusion that heavenly patrons act as intermediaries between the deities and the main characters - the Nyurgun heroes. They can be classified as heavenly messengers, heavenly warriors, heavenly udagan women and the heavenly patron of men. They are of great importance in the storyline, their functions and actions develop along with the events and episodes that happen to the main character. The main function is to convey the orders of the deities, to notify about disasters, to warn about dangerous situations, to provide assistance in battle, and to indicate betrothed. Based on the fact that Nyurgun initially developed the type of a warrior - the defender of the tribe, the celestials in every possible way protect and direct him in the right direction. The presence of heavenly patrons in the plot structure is one of the features of the olonkho texts about Nyurguns, since these warriors have a heavenly-divine origin and are settled in the Middle World with the mission to protect the tribe, due to which the participation and patronage of mythological characters are inevitable. It is necessary to state that over time their appearance and functional features were subject to transformation processes, even a complete disappearance from the plot structure is noted. The prospect of this study is assumed in the systematic study of mythological characters in epic texts.
Библиографическая запись
Оросина, Н. А. Образы небесных покровителей героя в якутских олонхо о богатырях Нюргунах / Н. А. Оросина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. - 2024, N 4 (36). - С. 95-104. - DOI: 10.25587/2782-4861-2024-4-95-104
Продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности, а также даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пользователь перешел на сайт; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; IP-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров.