Теория "белого шаманства" народа саха в свете ранних источников = The theory of "white shamanism "Sakha people in the light of the early sources
Вернуться к старой версии сайта https://old.nlrs.ru/
Логотип Национальной библиотеки РС(Я)

QR-код документа

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.
Обложка электронного документа Теория "белого шаманства" народа саха в свете ранних источников = The theory of "white shamanism "Sakha people in the light of the early sources

Теория "белого шаманства" народа саха в свете ранних источников = The theory of "white shamanism "Sakha people in the light of the early sources

(оценок: 0)Оценить
Доступ
Открытый
Источник
Северо-Восточный гуманитарный вестник
Аннотация
В отечественной этнографии утвердилось деление шаманов на "белых" и "чёрных", что отражало их расслоение на жрецов и колдунов, целителей. Но, судя по источникам, первые сведения о "белых" шаманах были записаны миссионерами. Это даёт право утверждать, что ранние источники требуют критического анализа со стороны современных религиоведов. На сложение известной теории о "белом" шаманстве определённый отпечаток наложило влияние мировой религии в лице православной церкви. Так, со времён тюрколога В. В. Радлова христиане видели в шаманах "слуг дьявола", а всех языческих богов и духов относили к сонму нечистых сил. Это привело к тому, что в первой научной монографии о "чёрной вере" у якутов их религия сопоставлялась с воззрениями иезидов – "идолопоклонников", почитавших солнце. Из всех религий шаманству не повезло больше всех: в советское время его часто считали шарлатанством, а камлания шаманов – дикими проявлениями спиритизма. Негативное отношение к шаманам со стороны историков сохраняется до сегодняшнего дня, и эта проблема требует более объективного научного анализа. In domestic Ethnography established division of shamans on "white" and "black" that reflect their bundle of priests and sorcerers, healers. But, according to sources, the first information about the "white" shamans were written in the spirit of missionary work. It gives the right to assert that the early sources require a critical analysis of the modern religious studies. In addition the well-known theory of “white” shamanism has left a certain mark the influence of world religion in the face of the Orthodox Church. So, since the turkologist V. V. Radlov Christians saw in the shamans “servants of the devil”, and all the pagan gods and spirits are relegated to the ranks of the impure forces. This has resulted in the first scientific monograph on the "black faith" the Yakuts, their religion was compared with the beliefs of the Yezidi nation – “idolaters” that revered the sun. Of all the religions, shamanism is not lucky: in Soviet times, it is often considered quackery, ritual shamans - wild manifestations of spiritualism. Negative attitude towards shamans by historians maintained to this day, and this problem requires a more objective scientific analysis.
  • Библиографическая запись

Васильев, В. Е. Теория "белого шаманства" народа саха в свете ранних источников / В. Е. Васильев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N 2 (11). - С. 45-49.